Правило первое и главное: СМОТРИ НА МЯЧ. Чайник в последний момент перед ударом почти всегда пытается посмотреть, где стоит противник. Уверяю Вас, никуда он не убежал (читай главу “Чайник”). Ваш соперник стоит гранитным обелиском на другой стороне корта, приложил руку к глазам и ждет Рубенса. Итак, кто мешает смотреть на мяч? Соперник. Если очень хочется, посмотрите внимательно на него до начала матча. Что Вы в нем нашли? Ладно, если это благородный человек, который проигрывает Вам 6:2 в упорной борьбе. Но, скорее всего это отъявленный негодяй, который обыгрывает Вас в одну калитку 6:1. Да и в том единственном гейме он засмотрелся на девушку и сделал четыре двойных на своей подаче! Зачем на такого смотреть? Ну, оцените его форму, ракетку, шнурки на кроссовках, наконец. Больше на него не смотрите до конца матча!

Правило второе и основное: БЕЙ МЯЧ ПЕРЕД СОБОЙ. “Чайник”, в отличие от профессионала, не знает точно, куда полетит мяч после его удара. А контролировать нужно и азимутальный угол полета (чтобы не ушел за боковую) и дальность. Чем игрок ближе к сетке, тем меньше влияет азимутальный угол. Например, при ударе по мячу над сеткой направление вообще можно изменять на 180 градусов, остается только контролировать дальность полета. Следовательно ударять по мячу нужно как можно ближе к сетке - возрастает вероятность попадания мяча в корт. Игрок, как правило, стоит к сетке лицом, поэтому и мяч нужно бить перед собой. Следствие из правила 2): НАЧИНАЙ ДВИЖЕНИЕ РАНЬШЕ. Если поздно начать двигаться, можно не успеть ударить мяч впереди себя. Как только мяч отлетает от ракетки соперника, начинайте двигаться. В этом случае к мячу не успеет разве что пациент морга. Да и движения при этом получаются плавные и красивые, а не судороги, как у эпилептика. Выполнение этих двух правил достаточно для успешной игры. Напишите их на бумажке, внимательно прочитайте и навсегда запомните. Бумажку проглотите, чтобы никто не догадался, почему Вы так хорошо стали играть. Правила с третьего по пятое носят вспомогательный характер, их можно даже не читать.

Правило третье: ПРОВОДИ МЯЧ. В книге одного великого теннисного тренера было написано: “Нет нервных или не нервных игроков. Есть короткая или длинная проводка”. Выражаясь простым языком, чем короче у тебя проводка, тем чаще тебя будет “клинить” на соревнованиях. Что же означает проводить мяч (или проводка)? Давайте посмотрим на ракетку и мячи для большого тенниса и для пинг-понга. Внимательный человек способен заметить, что в большой теннис играют мягкими волосатыми мячами и переплетенными эластичными струнами ракетками, а в пинг-понг гладкими мячами и гладкими твердыми ракетками. Причина в том, что в большом теннисе необходимо точнее посылать мяч. Мягкий волосатый мяч в момент удара сцепляется со струнами. В этот момент нужно вести ракетку в то место, куда нужно попасть. Мяч будет в контакте с ракеткой сантиметров 10 - 20 из всего пути ракетки при ударе, но полетит точно туда, куда Вы провели ракетку. Как делать проводку? Этого никто объянить не может. Один опытный тренер рассказал автору, что этого можно добиться, если головка ракетки в момент удара движется с ускорением. Глубокая теоретическая мысль. Когда автор догадается, как это делается (или снова встретит того тренера и он поведает секрет), то автор тут же порадует читателей. Пока автора “клинит” на соревнованиях и мяч летит совершенно непредсказуемо.

Правило четвертое: ПОВОРАЧИВАЙ ПЛЕЧИ ПЕРЕД УДАРОМ. Тренеры уверяют, что это нужно для замаха. Может быть. Однако в первую очередь это нужно для Вашей безопасности. Именно в этой позиции Вы имеете наименьшее сечение захвата мяча. Или, по простому, поворачивая плечи Вы одновременно отворачиваетесь от мяча и в Вас труднее попасть. Лицо лучше повернуть к сетке, чтобы нос не торчал вбок и не увеличивал сечение захвата. При игре у сетки нижнюю часть туловища можно не разворачивать, достаточно только поворота плеч, т. к. нижняя часть тела закрыта сеткой. Именно так играют лучшие сеточники. И напротив те, кто плохо играют у сетки, корпус не поворачивают. Поэтому и идут редко к сетке, что боятся. Любителям психологически трудно повернуться к сетке правым боком, т. е. при ударе слева. Я думаю дело в том, что при ударе справа левый бок прикрывает свободная левая рука, а при ударе слева правый бок совершенно беззащитен. К сожалению, в силу анатомических особенностей человека жизненно важные печень и почка находятся именно справа. Не знаю, что и придумать. Сам играю слева резаным ударом. Не могу повернуть корпус.

Правило пятое: РАБОТАЙ НОГАМИ. Автор однажды наблюдал душераздирающую картину. На корты Сочинского отеля “Жемчужина” еврейская мама привела еврейского мальчика лет 25-ти для обучения теннису. Тренер ставил мальчику крученый справа. Мальчик стоял на абсолютно прямых ногах, несокрушимо твердый, как гранитный обелиск. В четырех случаях из пяти он вообще не мог коснуться мяча ракеткой. Тренер весело улыбался и, пряча деньги в карман, говорил маме, что еще чуть-чуть и мальчик заиграет в лучшем виде. Ну, просто как Сампрас. Эта наглядная агитация очень подействовала на автора, хотя и раньше ему люди говорили, что нельзя играть на прямых ногах. Однако долгие матчи у любителей достаточно частое явление, например, если каждая вторая подача - двойная ошибка, а принимающий каждый прием отправляет в сетку или в аут, то матч может продолжаться до бесконечности. Простоять часа два на согнутых ногах любитель не в состоянии. Что делать? Неизвестно. Сам автор, как козел, прыгает сразу на двух совершенно прямых ногах. Один из постоянных партнеров автора, уважаемый человек (профессор и прочее), постоянно забивает удобный высокий мяч справа в сетку, стоя на совершенно прямых ногах. После чего этот профессор хватается за голову и восклицает: “Козел!”. Остается комментировать: “Не могу с Вами не согласиться, уважаемый коллега!”. Вообще движение ног самое главное на корте. Как всегда, о самом важном нигде не пишут. Догадайся, мол, сама.

На этом правила заканчиваются. Однако остался еще ряд проблем, которые волнуют многих.

Проблема первая: УДАР СЛЕВА. Нормальный человек слева хорошо бить не может. Единственный знакомый автору обладатель хорошего удара слева на поверку оказался левшой, которого переучили в детстве на правшу. Играет он слева двумя руками, т. е. по его природе это двуручный справа, а хороший двуручный справа не такая уж и редкость. На заре тенниса были и среди чемпионов нормальные люди. Один даже выиграл Уимблдон, не умея играть слева (жаль, не помню фамилии).

Современные теннисисты начинают играть чуть не в младенческом возрасте. Они еще не понимают, где правда, где ложь. Им говорят, что бить слева так же естественно, как и справа. Они верят по малолетству, а потом и живут с этой верой всю оставшуюся жизнь.

Попытки автора обучиться бить слева с помощью профессионала оказались весьма плачевными. Единственным результатом был доведенный до белого каления тренер, до этого милый и интеллигентный человек. Самые приличные слова в его устах были: “Господи, когда же, наконец, этот козел сможет ударить по мячу снизу вверх”. Если трезво рассудить, то любителю в теннисе нужен не результат, а побольше побегать. Черт с ним с этим ударом слева. Будем забегать под право.

Проблема вторая: ПОДАЧА. Говорить о подаче профессионалов бессмысленно. Любителю этот акробатический этюд не освоить никогда. По-видимому, у профессионалов работают другие группы мышц, поэтому к любительскому теннису их подачи отношения не имеют. Да и предназначена профессиональная подача для других целей. Особенно это видно на примере второй подачи. В любительской второй подаче, как в зеркале, отражается вся пижонская суть тенниса. Проведем сравнение. В непижонском виде спорта - волейболе - любитель нисколько не смущается подать мяч снизу. В теннисе все иначе. Любитель подает свою слабенькую вторую подачу сверху, делая многочисленные двойные ошибки. Подать под неудобную руку вторую подачу любитель не может. Даже если эта подача проходит, то она спокойно забивается, потому что любитель подает её со страхом и радуется только тому, что попал. Подавая с руки, этот же любитель мог бы сыграть под неудобную руку, осложнить прием вращением или варьировать длину. В профессиональном теннисе в финале “Ролан Гарроса” М. Хингис подает с руки, играя со Ш. Граф (или Чанг с Лендлом, например ). Почему? Потому что дело касается денег, которые пижонства не любят. И все же, как подавать подачу? Автор знает, как подавать первую подачу. Нужно подбросить мяч над головой и со всей дури ударить по нему ракеткой. При этом мяч, вполне возможно, попадет в квадрат подачи. Вторую подачу автор подавать не умеет, поэтому подает две первых. Вероятность попадания несколько увеличивается. Однако при таком подходе автору приходится изо всех сил упираться на подаче соперника, надеясь, что какой-нибудь гейм удастся взять и на своей. К счастью, многие соперники автора страдают той же болезнью. Дело доходит до тай-брейка, а выигрывает тот, кто сделал меньше двойных. Тем не менее, подавать с руки автор не будет никогда, сколько бы его об этом не умолял партнер по паре.

Вообще создается впечатление, что подача не управляется центральной нервной системой. Казалось бы, что подача это согласованное движение рук и тела. Однако это согласование появляется совершенно неожиданно и так неожиданно исчезает. Никакие волевые усилия не помогают. Похоже, в цепи управления движением теннисиста при подаче существует звено, не подвластное центральной нервной системе. Наука по понимания такого явления еще не доросла и помощи не жди. Поэтому и придется нам, горемыкам, волноваться, лепить двойные и выслушивать обидные замечания партнера по паре. Но с руки подавать мы не будем!

ПРИМЕЧАНИЕ. Чайник в момент подачи смотрит не на мяч, а на корт, чтобы увидеть, попал мяч в квадрат подачи или нет. Если Вы в момент подачи смотрите на мяч, то Вы перестали быть Чайником.

Проблема третья: КАКУЮ ВЫБРАТЬ РАКЕТКУ? Этот волнующий любителя вопрос аналогичен сформулированной Ландау задаче о расстоянии, на котором женщина наиболее привлекательна. Смысл задачи в следующем:

1) на бесконечности женщина не видна, поэтому её привлекательность равна нулю.

2) на нулевом расстоянии привлекательность женщины также равна нулю, потому что её нельзя рассмотреть. Следовательно, на каком-то расстоянии должен быть максимум (если функция не отрицательна, т.е. женщина все же привлекательна). Аналогично и с ракетками.

1.Для мастеров (аналогично привлекательности женщины на бесконечном расстоянии) эта проблема не актуальна. Например, мой знакомый играл с профессионалом, котрый для игры брал наугад ракетку из коробки, где лежали ненужные ракетки (деревянные, металлические, с порванными и подвязанными струнами и прочий хлам). Результат игры был всегда один и тот же - 0/6.

2.Для совершенно не умеющего играть человека (аналогично привлекательности женщины на нулевом расстоянии) также не имеет значения, какую ракетку он повесит на плечо, чтобы познакомиться с девушкой. Для всех остальных теоретически должен быть максимум, т. е. наиболее подходящая ракетка. К сожалению, автору не известны формальные способы решения, как задачи Ландау, так и задачи поиска оптимальной ракетки. Поэтому на первом этапе был избран метод проб и ошибок. Автор пробовал разные модели и всякий раз, когда в руки попадала новая ракетка, казалось, что она лучше прежней. Увы - через месяц иллюзия рассеивалась. Последние три года ракетка уже не меняется, но мечта о лучшей ракетке не умерла. Однако наблюдения над окружающими говорят, что смена ракеток практически не меняет игру в лучшую сторону, а вот ухудшить может кардинально. Чаще всего это коллекционирование новых недостатков: начинает болеть локоть или подача исчезает. Вообще смена ракеток во многом аналогична смене жен. Попытка найти более лучший вариант в семейной жизни чаще всего заканчивается приобретением такого “счастья”, что и деваться не знаешь куда. Поэтому пронесите мечту об идеале всю жизнь в своей груди, а играйте тем, что попало под руку.

P.S. Многое осталось не тронутым. Автор будет продолжать наблюдать и размышлять, обобщать и записывать, поглаживая любимую ракетку. Следующие издания, по-прежнему, будут распространяться без подписки, исключительно в порядке высокой оценки личных заслуг.